г. Нижний Новгород
о нас услуги прайс заказ контакты новости
Рекламное агентство "Лемон"
Дизайн Маркетинг Нейминг Реклама Web Бренды
Реклама от РА «Лемон» — кислые лица ваших конкурентов!

· Фирменный стиль
· Логотип, знак разработать
· Этикетки и упаковка
· Названия и нейминг
· Создание и дизайн сайтов
· Маркетинг, исследования
· Слоган для рекламы.
· Вывески, наружная реклама
· Реклама на транспорте
· Герои персонажи
· Книги, каталоги, обложки
· Календари и полиграфия
· Статьи и тексты о рекламе
· Портреты и картины
· Эскизы к дизайну
· Наши награды
· Наше портфолио
· Иллюстрации и картинки
· Открытки и валентинки


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100


 

Путешествия на автомобиле по Европе или автомобильное страноведение 2011 г.

Путешествия на автомобиле по Европе или автомобильное страноведение 2011 г.


Свершив три успешных авто путешествия в Европу:
• 2008 Краков – Прага – Нюрнберг – Дрезден,
• 2010 Хельсинки – Стокгольм – Осло – Копенгаген,
• 2011 Барселона – Лиссабон – Париж – Марсель – Барселона,
и накопив бесценный опыт в передвижениях по разным частям Европы, я решил составить собственные заметки в знак благодарности за те материалы и статьи, которые я читал в Интернете, когда готовился к своим путешествиям. Буду краток, постараюсь не повторять известное. Итак, вот мое автомобильное страноведение.

Благодарность
Хочу сказать большое спасибо человеку по имени Иво, который работает с русскими туристами в Андорре и Салоу, и который мне помог арендовать прекрасный автомобиль Фольксваген POLO.

Начало пути. Чтобы успешно путешествовать на автомобиле в чужой стране, нужны следующие условия:
В-первых, время. Движение на автомобиле занимает больше времени, чем авиаперелет. Поэтому для автопробегов надо располагать большим запасом времени. Чтобы прокатиться на авто из центральной России по Германии или Скандинавии, необходимо 2 недели, для Франции - 3, а для Италии или Испании - лучше 4 недели. Оптимальное соотношение межу отдыхом и движением - 2 к 1. Чем меньше отпуск, тем больше времени в пути и меньше времени на отдых в относительных величинах. Все-таки автопутешествие тоже вид отдыха.
Во-вторых, необходимо знать хотя бы один иностранный язык, даже если вы читаете со словарем и разговариваете на пальцах. Знание языка предполагает знание латинского алфавита, а без латыни вы не сможете прочитать надпись на дорожном указателе и не сможете написать пункт назначения в навигаторе GPS.
В-третьих, вам понадобиться хороший GPS навигатор. Не мучайте себя и европейцев - купите навигатор.
В-четвертых, большое желание все делить самому. Страховки и визы делать не так уж сложно. На сайтах посольств есть подробные инструкции, как получить визы конкретной страны. Для вопросов есть телефоны для консультаций. Собрать документы можно неспешно за неделю и самому сдать их в визовый центр или выслать почтой DHL. Виза стоит 35 ев. + сбор визового центра. Отдавать еще 100 евро туристическим конторам за занос вами собранных документов смысла нет. Кемпинги и авиабилеты можно бронировать через Интернет очень легко.
В-пятых, все свое носи с собой. В дороге необходимы: аптечка, сухой паек, хозяйственный инвентарь и т.д. Конечно, все можно купить на месте в стране пребывания. Но когда вы на трассе или в лесу и до ближайшего города 50 км., то запасы, привезенные из дома, оказываются весьма кстати.

Цели и задачи
На 2011 год передо мной стояло две задачи: вывезти семью на море в Испанию (мы с женой и 2 ребенка), и совершить автопробег по маршруту: Барселона – Мадрид – Лиссабон – Бильбаю – Париж – Каркассон – Марсель – Барселона (я + сын 10 лет). Продать такой «Гранд вояж» ни одно туристическое агентство было не в силах. Ведь они продают готовые турпакеты, а нестандарты не по их части.
Я все сделал сам. В марте я купил авиабилеты на Люфтганзу на сайте Летаем.ру, заплатив по 10-11 т. р. за один билет в оба конца. Самолет летел Москва (Домодедово) - Франкфурт - Барселона (стыковка во Франкфурте – 1-1,5 часа). Рейсы удобные, вылет рано утром (7 часов), так что к 13 часам мы уже в отеле. А при путешествиях чартерами вы обычно теряете день отлета и день прилета – минус 2 дня отдыха за ваши деньги.
На сайте сети отелей БЕСТ выбрал в Салоу отель «Сан-Франциско». С 10 июня в Испании цены на отели вырастают, так как начинается высокий сезон. Поэтому бронировал отель с 7 числа на 11 дней. На 4 человек (2 взрослых + 2 ребенка) – FB (Фулборд – завтрак, обед и ужин шведский стол) цена составила 900 евро. За раннее бронирование получил скидку в 170 ев. Таким образом, цена отеля упала до 730 ев. И взяли с меняя 73 ев. по карточке в сети. Остальную сумму (657 ев.) платил в отеле в день приезда, а не отдавал турфирме за 2 месяца перед поездкой.
В апреле съездил в Москву за визами (сам я из Нижнего Новгорода). Страховку сделал за полчаса. Итого бюджет поездки на море составил: 44 т.р. авиаперелет, 30 т.р. отель, такси в Аэропорт Нижний - Москва + визы +мед страховки. Итого 90 т.р. У турфирмы стоимость такого путешествия составила 120 т.р.
Собрал в дорогу 3 сумки: одну с одеждой, другую с палаткой и спальниками, третью с едой (сухпай) и хозинветарь (кастрюля, кипятильник, тарелки, аптечка и т.д.). Еще был рюкзак с аппаратурой и кабелями: фотоаппарат, видеокамера, PSP, навигатор Гармин.

Отдых на море. Отель «Сан–Франциско»
Прилетели в 11 часов в Барселону на Терминал 1. От Барсы до Салоу 100 км. Такси стоит 250 ев., это не наш вариант. От Терминала 2 идет электричка с пересадкой на вокзале Сантс. Стоит на 4х порядка 30 евр. Между Терминалами 1 и 2 ходит зеленый бесплатный автобус. Другой вариант - междугородний автобус ПЛАНА (билет на 1 человека 14,95 евро). Ходит автобус каждый час и от 1, и от 2 Терминалов. Заплатив за автобус 60 евро на четверых, мы доехали до самой гостиницы. А если бы ехали электричкой, пришлось бы брать такси в Салоу от Ренфе (ЖД) до гостиницы (2 км.).
Отель заселил без проблем по Интернет-брони. Пару слов о «Сан-Франциско». Отзывы о нем читал хорошие. Скажу и я доброе слово. Номера маленькие. Но мы развернули кровати и получился большой проход в середине. Убирались испанки хорошо за зарплату. Никаких чаевых, как в Египте и Турции, я не оставлял. До моря от отеля метров 200, два пляжа на выбор. До главной магазинной улицы Салоу – 100 м. До магазина продуктов с дешевой Сангрией – 50 м. До телефонного пункта, где за 1 ев. можно 10 минут болтать с Россией, – 50 м.. Некоторые земляки там часами сидели ВКонтакте или Скайпе. В отеле маленький симпатичный бассейн для детей.
Но главное - это ЕДА. Кормили хорошо. Королевские креветки русские ели с майонезом большими тарелками. Отличный гриль – мясо, баранина, колбаски, индюшка, гамбургеры. Фрукты – черешня, арбуз, ананас, дыня, яблоки, персики. Мороженое берешь сам из холодильника - сколько хочешь. На завтрак – соки из автомата, на обед и ужин мы приносили с собой бутылку минералки – никто и слова не говорил. Еды было много и разной. Сравнивая с поездкой в новый пяти звездный отель «Интер Континенталь» в Египте в 2009 году, скажу так: конечно, алкогольных коктейлей в Испанской «трешке» не дают, но качество колбасы и сыра в Испании несравненно выше, чем «пластик» в Египте. В общем, отелем очень доволен. На рецепции работают выходцы из СССР: одна из Грузии, другая из Латвии. Анимация была раз в три дня, поскольку отель небольшой. Но нам разрешалось ходить через дорогу в другой отель сети «БЕСТ», где анимация каждый день. Мне рекомендовали отель «БЕСТ Соль Де Ор », расположенный в Кап Салоу - это такой мыс возле Салоу. Так вот я рад, что туда не поехал. Кап Салоу находится «на отшибе» (километра 3 до главной улицы, на автобусе не наездишься).

Испания
Про Салоу писать не буду. Там побывала вся Россия. Городок веселый, отдых для всех возрастов, а главная улица шумит всю ночь. Темпераментные аборигены знакомятся с одинокими девушками, пенсионеры сидят на лавочках, бойкие русские бабенки занимаются шопингом, дети облепили все карусели. А рядом соленое море, чистый пляж, тепло и красиво.
Что хорошего в Испании? По сравнению с Турцией, Египтом и Тунисом в Испании много дешевой, разнообразной и качественной сувенирной продукции, не только китайского, но и испанского производства. Хорошая кожаная обувь. Купил себе ботинки за 39 ев. Это стандартная нижняя цена в сезон скидок. Однажды видел пару и за 25. Попали на распродажу, купили 5 пар обуви ГЕОХ для всей семьи по цене 1000-1500 р. за пару. Ну, где вы в России увидите ГЕОХ дешевле 3 т.р.? Черешня в Испании стоит 60-80 р. за кг. Сангрия – 1,5 л. – тоже 60-80 р.
Из Салоу мы совершили поездки по соседним городам Реус (там есть музей Гауди), Террагону (там есть большой ТЦ «Парк Централ»), Камбрил (прогулка по морю на катамаране). Экскурсии лучше покупать в сети «ПЛАНА». Это не только междугородние автобусы, но и экскурсионные бюро. Экскурсия в Барселону у них стоит 25 евро, а у наших тур операторов 60 евро. Качество одинаковое. Офисы «ПЛАНА» на каждом шагу. Еще в Испании можно очень дешево купить все пляжные принадлежности – коврик, зонтик, пластиковые игрушки. Даже приличный женский купальник стоит 600 р.- за такой в России придется отдать 1,5 т. р. Ничего из России не тащите.

Испанцы
Они потомки вестготов, выходцев из скифских степей, которые потом смешались с арабами. Их смело можно назвать лицами «кавказской национальности». Молодежь плохо бреется, галдит и любит футбол. В основном испанцы — ребята простые и веселые, одни словом, колхозники. У них, кроме сельского хозяйства и туризма, ничего не растет.

Террагона
Славный городок. Находится в 20 минутах от Салоу. Бывшая столица Испании при римлянах. Прекрасный вид на залив, порт и пляж. Красивые бульвары. Много римских развалин, амфитеатр, крепость, акведук. Хороший шопинг. Туристы гуляют не толпами, а по одиночке. В общем, идеальное место для жизни. Даже когда вандалы и вестготы прокатились по Испании, область Террагоны оставалась под римским управлением еще какое-то время.

Порт Авентура
Есть и другие отзывы про это место. Купили билет на 2 дня: 2 взрослых + 2 ребенка – 179 ев. В первый день решили поехать после обеда, в 13:30. Как назло, прождали автобус час: у испанцев сиеста (обед). От отеля до Парка всего несколько километров. За первый день прошли 4 горки, 6 каруселей и одно шоу, причем половину сделали в последний час перед закрытием. Толпы испанских школьников создают огромные очереди. На второй день сменили тактику: поехали к открытию. С 10:00 до 12:00 успели покататься на хороших горках, а потом ударили по шоу. С 12:30 до 16:00 прошли 5 шоу – Салун, Дикий Запад, Файер Шоу, Ола Порт Авентура (китайский цирк), Шоу Мыльных пузырей. Все шоу очень понравились – артисты работали хорошо. Дети в восторге. Файер Шоу (Приключения Индианы Джонса) смотрели два раза. Накануне был хороший актер, а вот на второй день женщина – слабовато.

Три парка Европы.
Забегая вперед, скажу, что мы за поездку посетили 3 парка: Порт Авентура, парк Астерикса и Диснейленд (Париж). Выводы такие. Порт Авентура – номер один. Здесь самые крутые горки и аттракционы, есть 8 шоу. Развлечения для всех возрастов. В Астериксе и Диснейленде всего по 3 шоу. На втором месте – Астерикс. Здесь есть все аттракционы, как и в Порт Авентура, не хватает только Большого столба. Зато есть Дом с приведеньями. Да и шоу Каскадеров там самое сильное из всех шоу, что я видел. Диснейленд – самый дорогой и самый слабый парк. Он скорее подходит для девочек. Для взрослых там всего 1,5 аттракциона: Космические горки (аналог КХАНА Порт Авентура) и Гремячья Гора (аналог Шахты Дьявола). Мне и сыну в 10 лет было скучновато – все для малышни. Так что будете в Париже – смело езжайте в парк Астерикса, он и дешевле, и лучше.

Аренда машины в Испании
Машину я пытался забронировать из России, но авто с автоматом забронировать было нереально. В Испании автоматическая коробка – редкость. По приезду сразу же озаботился поисками колес. Одни отказывали сразу, другие просили бешеные деньги (Авис – 2 000 ев. за 25 дней). Снять машину на длительный срок тоже проблема.
Зашел в офис «Тез Тура» в центре Салоу. Местная девушка позвонила в прокатную контору «ИФ рент», а там, как оказалось, работает мой старый знакомый по Андорре болгарин Иво, который отлично говорит по-русски. Иво предложил мне Фольксваген POLО автомат-дизель за 1012 ев. на 23 дня. Других вариантов у меня не было, и я согласился. Машина с механикой мне обошлась бы гораздо дешевле, в 600 евро, но я привык к автомату. А жечь чужое сцепление в чужой стране на чужой дороге - большая глупость.
Машина Фольксваген POLO оказалось замечательной. Она очень резвая и маневренная, легко ускоряется, но главное — дизельный движок. Дизель в Европе стоит дешевле и расход его меньше. Мой POLO потреблял 4 л. на 100 км. по ровной дороге и 4,5 по горам. И это с постоянно включенным кондиционером. Те деньги, которые я переплатил за автомат, я отыграл на топливе. За 6550 км. пробега я купил дизеля всего на 360 евро, а планировал на топливо потратить 600 евро.

Аэропорт Барселоны.
Отдых на море подошел к концу. Проснулись в 3 часа ночи. Загрузив в машину багаж и семью, поехали в Барселону. Навигатор Гармин быстро нашел Терминал 1 и повел нас по платной трассе. Между Террагоной и Барсой много туннелей и три пункта сбора денег, в которых с нас взяли: 5.75, 3.75 и 4.30 ев. Часовая парковка в Аэропорту стоила 2.6 ев. Жена и дочь улетели Люфтганзой, а мы с сыном стартовали по Европе.

Сарагоса
Выехав в 6 утра из Барселоны, к 11 были уже в Сарагосе. Сначала пришлось вернуться в Террагону, заплатив на обратном пути за дорогу опять 15 ев. Кстати, между Барсой и Террагоной есть бесплатная дорога 340, по которой мы проехали в конце нашего путешествия. Дорого прямая и хорошая, на ней стоит римская Арка, значит, это — древняя дорога. Но чтобы успеть к вечеру в Мадрид, выбрали платную магистраль. До Сарагосы 200 км. магистрали стоят 21,5 ев.
Сарагоса – Колония Цезарь Август - С.С.А. — город древний. По старому римскому мосту мы перешли в исторический центр, где много памятников, соборов и фонтанов. Посетили за 5 ев. Археологический музей римских раскопок, который находится под землей в самом центре города, прогулялись по римской «клоаке». В Соборе видели росписи Гойи. Сфотографировались у фонтана.

Парковки
В центре больших городов много подземных парковок. Все они очень дорогие (по 6-7 ев. за час стоянки). Без особой нужды туда соваться не надо. Я в Нюрнберге за сутки в такой парковке заплатил 24 ев. Припарковаться лучше рядом с центром в боковых улицах. Если не спешить и потратить на поиск места 15 минут, то можно припарковаться за 1 ев. в час. Но у меня другой способ. Все древние города стоят возле реки, через реку есть мост. Я спокойно проезжаю центр, переезжаю (или не доезжаю) мост и паркуюсь бесплатно на другом берегу напротив исторического центра. Затем перехожу мост, с которого можно делать отличные панорамные фотографии города, и гуляю по центру сколько хочу. По этой системе можно посещать города: Дрезден, Каркассон, Саламанка, Сарагоса, Авиньон.

Мадрид
От Сарагосы до Мадрида ехали по магистрали бесплатно. Подъехали к Мадриду в 17 часов. По навигатору нашел пару кемпингов. Остановились в кемпинге «Osuna». Кемпинг дерьмовенький, но хорошо расположен (рядом с магистралью и станцией метро). Заплатили за 2 ночевки 35 евро. Следующим утром, оставив машину в кемпинге, на метро отправились смотреть Мадрид. Посещение большого столичного города надо начинать с туристического офиса или «Информации». Обычно они находятся рядом с самой крупной исторической достопримечательностью. В Мадриде на площади Майор зашли в такой офис. Русская девушка дала нам карту города и сообщила, куда мы можем сходить за один день. Было воскресенье, а значит, Музей современного искусства был бесплатен до 14:30, а Музей Прадо с 17:00 до 20:00.
Сначала мы осмотрели Королевский дворец и Оперу. Затем зашли в новый, открытый в 2005 году, и старый кафедральные соборы. Прошлись по улочкам и приняли участие в демонстрации трудящихся по поводу прошедших выборов. Веселое шествие: каждый несет плакат, сделанный своими руками, а не выданный ему в райкоме КПРФ или «Единой России».
Зашли в Музей современного искусства. Здание интересное, огромный атриум внутри, в крыше дырки, на уровне 4 этажа нет стен и можно осматривать Мадрид. Из картин – «Герника» Пикассо — огромное черно-белое полотно. Ну не знаю, не мое это. После музея прогулялись по парку Прадо, зашли в Хрустальный дворец, посетили сады Колумба, сфотографировались у статуи Колумба и пошли в Прадо. На входе уже стояла очередь, в 17:00 стали запускать бесплатно. Прадо не произвел на меня достойного впечатления. Гвоздь программы – Гойя, висели его политические работы и портреты августейшей семьи. «Маху» не видел. Спасал положение Рубенс – полотен двадцать большого размера, было немного любимого Дюрера. Купив литр молока и багет, вернулись в кемпинг.

Толедо
Утром собрали палатку и покатили в Толедо. До него всего 70 км. Дорога шла под уклон, и машина выдала рекорд: 3,3 л. на 100 км. Припарковались у автостанции и поднялись на холм, окруженный множеством стен и башен. В Толедо прекрасны и крепость, и дворцы, и римский мост. В сувенирных лавках продают много псевдооружия. Сын выпросил кинжал за 25 евро. В полном восторге от крепости 2 часа бродили по старинным улочкам. В 13 часов сели в машину и покатили в Португалию. Магистраль на Португалию была бесплатная, хотя нам говорили, что есть и платная дорога.

Португалия
Пересекли границу и сразу поняли, что это другая страна. Скучные красные скалы Испании остались позади. Нас встретили зеленые холмы, поросшие невысокими деревьями, золотые поля и даже появились озера. Вдоль магистрали высажены большие кустовые цветы. Даже португальские замки выглядели как жилые. Дорога стала платной. За 200 км. от границы до Лиссабона заплатили 15 евро. На въезде в Лиссабон большой мост, проезд стоит 1.45 евро. Мы ехали в единственный кемпинг, расположенный в парке Монзанто. Кемпинг искали целый час. Дело в том, что дорога была закрыта на ремонт, а навигатор не знал объезда, и мы кружили вокруг кемпинг очень долго. Кемпинг оказался 4 звезды. Ему исполнилось уже 60 лет. За две ночевки с нас взяли 38 ев. В кемпинге оказался прекрасный бассейн, который входил в стоимость. На территории был магазин, ресторан, спортплощадки, души и туалет. От кемпинга до центра можно легко доехать на автобусе №714 за 30 минут. В 500 метрах находятся «ИКЕА», «ДЖАЯНТ» и другие торговые центры. В Лиссабоне этот кемпинг — единственный вариант. Другие кемпинги находятся далеко от города. Да и цена в кемпинге оказалась сказочно низкой, для такого уровня. Один минус – не было кухни. Мы поставили палатку. По парку бегали белки. Одна белка даже изображена на логотипе кемпинга.

Кемпинги
Кемпинг кемпингу рознь. У каждого свои причуды. В одном не было жидкого мыла в туалете, в другом не было туалетной бумаги. На вопрос «Почему?» ответ «У нас так! Купите бумагу в нашем магазине». Я привык к тому, что во всех кемпингах в Скандинавии и центральной Европе есть кухня, где можно приготовить себе горячую еду. Так вот, в Португалии, Франции и Испании в кемпингах кухонь нет вообще. Зато в каждом кемпинге есть бассейн. С кипятильниками мучились не только мы, но и испанцы, и французы.
В кемпингах вам бесплатно дадут карту города и области, расскажут про все достопримечательности, объяснят, как проехать, дадут флаеры со скидками на билеты. Цены на кемпинг не зависят от уровня сервиса или месторасположения, а зависят лишь от жадности владельца. Начинать искать кемпинг надо в 17-18 часов, а не останавливаться в первом попавшемся. Если в названии кемпинга есть слово «Муниципал», это признак низкой цены. Мы платили за ночевку в кемпинге рядом со столицей – 15-18 евро, а в провинции - 9 евро.

Лиссабон
Поплавав в бассейне с утра, мы сели на 714 автобус и поехали в Лиссабон. Лиссабон —город неудобный для туристов. Все достопримечательности разбросаны вдоль побережья на расстоянии в пару километров друг от друга, а между ними находятся промзоны, склады и дешевое жилье. Посмотрели монастырь и памятник мореплавателям. Прошли вдоль побережья до Музея Карет, куда очень хотели попасть. Но Музей Карет специально для нас закрыли на 4 дня. Сели на трамвай и доехали до центра, который производит удручающее впечатление. Асфальт здесь хуже российского. Фасады домов осыпаются, типовая архитектура конца 18 века. Мы поднялись на холм и осмотрели крепость Святого Георгия. С вершины открывается прекрасный вид на город. Виден мост и статуя Христа. Большого желания бродить по городу не появилось. Прождав целый час № 714, мы вернулись в кемпинг и посвятили остаток вечера торговым центрам.

Португальцы
Расцвет страны пришелся на 16-17 век, но все следы этого расцвета уничтожило землетрясение 1755 года. То, что построили после него – неинтересно и обветшало. Лиссабон требует капитального ремонта уже лет 200. Мы встретили русских, которые побывали в Порто, там та же разруха. Португалия – банкрот, но при этом увлекается гигантскими проектами. Вот статую Христа, как в Рио, поставили, вот мост имени Васко да Гама длинной в 17 км. построили.
Португальцы самые не европейские люди. Мы видели людей чернее негров с европейскими головами. Португальцы – нация моряков, которые уплыли в дальние страны, а на их место приехали негры и тоже ничего не делают. В каждой группе школьников на 20 детей приходится 5 негров. В автобусе негры составляют половину, и создается впечатление, что они все друг друга знают. Заходят в автобус и начинают целоваться с каждым. У этой страны нет будущего.
Лиссабон скорее латиноамериканский город, чем европейский. Движение в городе сложное. Автобусы носятся на большой скорости, удивляешься, как в них запрыгивают пассажиры. Все сигналят, никто не пропускает. Развязки сумасшедшие и сложные, без навигатора город не проехать.

О дорожном движении
Стиль вождения в романских стран отличается от Центра Европы и Скандинавии. Северные народы очень вежливые, тебя всегда пропустят, помогут, подождут. В Португалии, Испании и Франции все не так. Там водители ведут себя на дороге как русские. Не уступают дорогу, не дают выехать, не дают перестроиться. Движение плотное и быстрое. Везде снуют мотоциклисты, того и гляди заденут твою машину. Чтобы водить здесь, нужен, во-первых, опыт, а во-вторых, навигатор. Иначе нарвешься на аварию.

Синтра и Атлантика
Собрав палатку, мы выехали из Лиссабона в Синтру. Вот где рай на земле! Синтра — это большая гора, с которой открывается прекрасный вид на Лиссабон и Португалию с одной стороны и на Атлантику — с другой. На вершине горы Королевский Дворец и развалины крепости. Вся гора усажена диковинными растениями со всего мира. Озера, парки, ботанические сады, резиденции и дворцы, монументы, тропинки, скалы. Синтра – это Мекка для альпинистов, ботаников и историков.
Королевский дворец последней династии построен в стиле индийских шахмат, желтые и красные башенки — как фигуры на шахматной доске. Интерьеры полностью сохранились с конца 19 века. Насладившись прогулкой по королевским покоям, мы полезли на крепостные стены на соседней вершине. Крепость такая же, как в Лиссабоне, кое-где ведутся раскопки. С макушек башен прекрасные панорамные виды на всю страну. Синтра – это лучшее, что посмотреть в Португалии.
Спустившись с горы, мы направились к атлантическому побережью. Полчаса и вот он – ОКЕАН! Огромные волны, соленая вода, ветрище. Пляж пустой, так как был рабочий день. Попрыгав в соленой воде вдоволь, снова сели в машину. Наш путь лежал на север. Между Лиссабоном и Порту платная магистраль. Проехав половину пути и заплатив 15 евро, мы повернули на Испанию, на Саламанку. Вечерело. Навигатор нашел пару кемпингов, но все они были в 30 км. от магистрали. Решили заночевать в машине. Доехали до бензоколонки и легли спать.

Саламанка
Водитель проснулся рано, в 5 утра. Ребенок спал на заднем сидении, как убитый. Кстати о ребенке, в свои 10 лет он в дороге либо спал, либо играл в PSP, либо смотрел кино. В палатке спал отлично по 10 часов подряд.
Вернулся на магистраль, и почти сразу проехал испано-португальскую границу. Бензин в Португалии дороже, чем в Испании: 1.40 евро против 1.27 евро. Поэтому на испанской территории заправил полный бак, которого должно было хватить аж до Франции. Топливный бак у POLO 50 л. и его хватает на 900-1050 км. То есть пересечь всю Испанию можно без дозаправки. До Саламанки 200 км. шел по магистрали бесплатно и прибыл в город к 9 часам утра. Разбудил ребенка, позавтракали молоком и багетом. В Саламанке я припарковался по проверенной схеме у реки за мостом. По мосту перешли к историческому центру. В конце моста стояла каменная волчица без головы и хвоста. Кстати, заметил, что пересохшие поймы рек в Европе превращены в стадионы, велотреки, парки, детские площадки и т.д. С моста это все хорошо видно. Гуляешь по мосту, а под тобой испанцы бегают, катаются или гуляют с собачками. И везде цветы.
Исторический центр Саламанки грандиозен. Множество соборов, остатки укреплений, первые этажи домов еще риской постройки, много надписей на латыни. Площадь Майор похожа на мадридскую, но другого цвета. Саламанка была крупным средневековым центром образования, есть памятники школе и учителям. Мы гуляли по центру два часа, купили сувенирную кружку. Но надо ехать дальше.

Бильбао
Бильбао звучит загадочно. Русские туристы туда не добираются. От Саламанки до Бургоса ехали по бесплатной дороге. Но дальше началась платная магистраль, одна из самых дорогих на нашем пути – за 120 км. отдали 18 евро. Другого пути на Бильбао нет. Много туннелей, дорога новая. Валенсия, наверно, самая зеленая провинция Испании, (Каталония тоже). Чем ближе к морю, на север, тем больше деревьев. Горы все выше и круче. Бильбао расположен в горной котловине. Это крупный порт со своим аэропортом. Внешне Бильбао очень похож на Андорру, только во много раз больше. Дороги в городе идут по кругу, движение часто одностороннее. Нас интересовал музей Гуггенхайма, но испанец нас плохо понял и послал в Экспоцентр. А он оказался в соседнем городке Баракальдо. Приехали туда, встали на парковку, и тут уже поняли свою ошибку. Но девушка в Экспоцентре дала нам карту и объяснила, что на метро тут всего 15 минут езды. Мы сели в метро. Это фантастика. Едешь как в космическом корабле. Метро идет через скалы из одного городка побережья в другой. Быстро нашли музей Гуггенхайма. Здание суперархитектурное, в стиле деконструктивизм. На входе огромная статуя собаки из живых цветов. Сам музей забит различными инсталляциями, из которых парочка была даже интересных, остальное все – современный мусор, из которого все это и сделано. После музея мы поехали в кемпинг На карте кемпинг был рядом, но мы проехали минут двадцать и попали в городок Кастро, который в 35 км. от Бильбао. Встали на ночь за 14.5 евро. Мы были первыми русскими, кто заехал в этот кемпинг. В кемпинге был свой бассейн, но до моря всего 800 м. Прогулявшись по набережной, легли спать.

Во Франции
Из Испании во Францию дорога идет через Пиренеи, поэтому лучше ехать платной магистралью. От Бильбао до Парижа 900 км. За дорогу придется отдать порядка 60 евро. К 10 часам мы уже были на территории Франции. Заехали в Биарриц, дорогой курорт, где отдыхали русские князья. Удачно припарковались у самого пляжа и моста Девственниц. За 0.8 евро встали на 50 минут. Этого хватит, чтобы искупаться и сфотографироваться. Биарриц очень красив, на пляже много пловцов с досками. Насладившись видами и водными процедурами, сели в машину. Хотели пополнить запасы еды в магазине. И тут произошло непоправимое: правым бортом я задел столбик, оцарапав дверь машины. Было очень обидно за собственную невнимательность. Сначала горевал, но присмотрелся к французским парковкам и машинам. Практически у каждой второй машину во Франции борта исцарапаны и помяты. На некоторых машинах аж по пять царапин на борт. Все это не следы аварий, а результаты парковок. Улицы у французов узкие и все усеяны столбиками разной высоты, чтобы никто не въехал на тротуар или не задел угол дома. На бензоколонку еле протискиваешься. Ширина полосы уже, чем в России, и чтобы разъехаться на проселочной дороге, приходится останавливаться. На паркинге невозможно полностью открыть дверь ни справа, ни слева. По дорогам носятся мотоциклисты, которые вот-вот тебя заденут. Так что царапины на бортах – это для Франции норма жизни. Отсюда вывод: берите полную страховку на машину.
От Бордо до Тура за магистраль заплатил 30 евро., проехав 300 км. На этом участке насчитал 3 поста полиции с радарами, то есть 1 пост на 100 км. На дорогах полиции не видно, везде стоят автоматические радары, и мой навигатор всегда пищит, когда «чувствует» радар. Но я скорость не превышал обычно ехал 100-110 км. в час, я экономил топливо. Поэтому меня все обгоняли. Местные водители проносись мимо меня на скорости 130-150 км., мало обращая внимания на радары.

Блер, Луара и замки
После Тура повернул в долину Луары. Я планировал остановиться здесь на одну ночь перед въездом в Париж и посмотреть пару замков. Легко нашел кемпинг в городке Блер, где меня встретили в 19 часов как первого русского, заехавшего в это чудное место. Кемпинг оказался муниципальным и замечательным во всех отношениях. Во-первых, он имел 3 звезды. Во-вторых, цена! За ночевку взяли 8.8 евро. Кемпинг находится на окраине города на берегу реки Шер. Рядом с кемпингом муниципальный бассейн - «Ля песин». Детский билет в бассейн нам продали в кемпинге за 1 евро, взрослый за 2 евро. На рецепции нам дали карту Луары и схему расположения всех 50 замков. От Блера до замка Шенонсо – 7 км., до Амбуаза - 15 км., до Блуа - 40.км., до Лоша - 20 км. Видя, как выгодно мы попали, решили изменить планы. Мы остановились в Блере на 3 ночи по дороге в Париж и на 2 ночи но обратном пути. Сам Блер очень миленький, застроен одно- и двухэтажными домиками, в которых могла бы жить Красная шапочка или ее бабушка. В 500 м. от кемпинга - бензоколонка, где дизель стоил 1.27 евро, а не 1.46 как на магистрали. Здесь я 2 раза заправлял полный бак и мыл машину за 2 евро. в автоматической мойке.
За три дня на Луаре мы посетили 10 замков и еще 3 проездом. У каждого замка своя фишка. Шенонсо на реке Шер – это замок 5 королев, где есть итальянский лабиринт Екатерины Медичи. В Амбуазе последние 3 года жил, умер и похоронен Леонардо да Винчи, есть его музей. В Блуа умерла Екатерина Медичи и зарезали герцога де Гиза, который до этого в Авбуазе повесил участников заговора против себя. А еще в Блуа замечательный музей фокусов и шоу-программа про Алису в стране чудес. В Лоше Жанна де Арк встретилась с дофином Карлом. В замке Шеверни мы дегустировали местное вино, там есть настоящие псарня и голубятня. В Шомоне – прекрасная английская конюшня с каретами. Еще мы видели замки Монтришар, Монтрезор, Монтпупон и замок Фужер, где купили стаканчики. Замок Шамбор большой, пустой и неуютный. Его 30 лет строил Франциск I, а прожил в нем всего 72 дня. По замку можно ездить на лошадях. Зато восхитил замок Валенкай, который Наполеон купил для Талейрана, своего министра иностранных дел. Этот хитрец 5 раз пережил смену власти во Франции. В парке Валенкай гуляют павлины. В замке можно посмотреть настоящую одежду и мебель Талейрана и даже кровать мадам де Сталь, которую Талейран купил после ее смерти.
Ездить на машине от замка к замку через поля и парки одно удовольствие. 20 минут — и ты уже в новом замке или городке. Улицы в городках узкие и часто превращаются в односторонние. Жильцы ставят машину перед домом, и чтобы в нее никто не въехал, огораживают место столбиками и бордюрами. Для проезда остается 1 полоса и тут приходиться пропускать «встречку».

Франция
Это — страна высокой культуры. Все француженки похожи на училок. Даже кассирша на магистрали выглядит, как завуч. Французские мужчины чисто бреются или носят аккуратные бородки. Много красивых людей и аккуратных домиков. На дорогах Франции полно ретро-автомобилей, французы на них катаются по выходным в рестораны. Французы не едят лягушек, они едят сыр. Два раза спрашивал в ресторанах про лягушек, в ответ — удивление.
Цветы у французов везде, даже украшают столбы освещения. Много лесов и парков. Леса светлые, их регулярно очищают от сушняка. В кемпингах водятся настоящее зайцы. Вино отличное. Я перешел с сангрии на сидр, чтобы хорошо засыпать. Но сидр — слабоалкогольный компот в нем всего 2% алкоголя, одной бутылки мало. Продукты лучше всего покупать в «Карефуре». Большие торговые центры стоят на въезде в любой город. Кстати, в больших «Карефурах» есть и заправки с дешевым топливом.
Закупив сыр бри по цене 200 р. за кг., молоко, багет, колбаски и готовые обеды, вечером мы возвращались в кемпинг. Здесь в микроволновке, которую французы называют «микронд», можно разогреть «сосолет», лазанью, паэлью и другие полуфабрикаты. Кстати, утром на рецепции продают свежие багеты. Здесь же нам надавали кучу флаеров со скидками для посещения новых замков. В общем, в Блер нельзя не влюбиться…

Астерикс и Торси
Французы очень гордятся парком Астерикс. Удивительно, как франки дорожат галльской и римской историей и памятниками. Покинув Блер, мы с самого утра поспешили в парк развлечений, который находится в 20 км. севернее Парижа по Лильскому шоссе. Ну, это что-то типа Ленинградки в Москве. Заплатив за дорогу до Парижа 18 ев., мы в 10 часов попали в пробку. Пробка длиной в 10 км растянулась на час. На обратном пути с 18 до 19 часов та же история – часовая пробка. Тут выяснилось, что замечательная машина POLO плохо приспособлена для езды в пробках: машину дергает от стартов и остановок. Мимо меня проносятся мотоциклисты, им пробка нипочем.
В парк Астерикс мы прибыли в 12 часов. За парковку на день с нас взяли 8 евро. Билеты 30 евро - ребенок, 40 евро - взрослый. Первые 2 часа чувствовали себя идиотами. Толпы французских школьников мешали нам наслаждаться аттракционами. Но потом мы освоились, посещали развлечения с короткими очередями, а перед закрытием успели проехать на всех крутых горках. Очень понравилось шоу каскадеров. В римском цирке выступали легионеры и воздушные акробаты. В дельфинарии прыгали дельфины. В целом парк понравился, и мы его очень рекомендуем.
Вечером вернулись в Париж, чтобы заселиться в кемпинг. Я планировал остановиться в кемпинге ЭСТ, что в 9 км. от центра. Приехали мы туда в 19 часов. На рецепции мне предложили цену - 30 евро за ночь. Понял, что не мое. Нашел по навигатору ближайший кемпинг, до которого 13 км. в сторону Диснейленда по шоссе А4. Через полчаса я уже был в городке Торси.
Кемпинг в Торси запросил 19 евро за ночевку, и я согласился. Поставил палатку на 4 дня. Сам кемпинг находится в лесной зоне в 2,5 км. от магистрали и Торси. Встал вопрос, как добираться до Парижа? Оказалось просто. Утром на машине я еду в Торси, где рядом находятся большая «Карефура» и станция метро РЕР. На парковке у «Карефуры» я бесплатно оставляю машину на день, а сам на РЕРе еду в Париж. На обратном пути захожу в «Карефуру», покупаю еду и возвращаюсь в кемпинг.

Париж за 2 дня
На Париж планировалось потратить семь дней, из которых 3 дня — на Астерикс, Диснейленд и Версаль. На сам Париж мне хватило 2-х дней. При этом мы выполнили всю обязательную туристическую программу. Помог нам в этом парижский РЕР – скоростное метро. Суточный билет на метро на 1 взрослого и 1 ребенка стоил 23 евро. За один день мы объехали Париж под землей: Триумфальная арка, Опера, Монмартр, Мулен Руж, станция метро Сталинград, Мон Парнас. За 14 евро поднялись на 56 этаж и осмотрели Париж сверху. После обеда посетили Помпиду (2 часа) и Лувр (3 часа). В Помпиду смотрели Кандинского и Миро. В Лувре – «Мона Лиза», Рембрант, и Дюрер («Автопортрет», «Адам и Ева»). Лувр прекрасен! Залы греческой скульптуры, гигантские полотна Делакруа и Давида. И все это вживую!
А накануне мы прошли Париж пешком. Высадились у Эйфелевой башни. Затем посетили Музей армии и могилу Наполеона. Кстати, там же похоронены и другие великие французские военные: Фош, Вобан, Тюренн. Прошли по мосту Александра III, мимо египетского Обелиска в Лувр, который во вторник был закрыт, повернули к Нотрдам де Пари, а закончили наш поход в Люксембургском саду. Как видите, в Париже мы побывали «везде», где и все. За 2 дня!
Вообще большие города состоят наполовину из туристов и наполовину из негров. И те, и другие мешают вам жить. Туристы создают очереди в билетные кассы и на аттракционы. Негры продают вам цыганское барахло или моют общественный туалет именно в тот момент, когда вам срочно нужно сделать пи-пи. Суета сует и все суета!

Диснейленд
Бренд весьма раскрученный. Один раз побывать стоит. Билеты самые дорогие. Парковка 15 евро, но из машины вылезаешь боком, двери впритык. Билет детский 51 евро, взрослый 58 евро. Ну, еще 50 евро оставили за еду и сувениры. На входе в парк нас встречала... нет, не Белоснежка, а негры в ливреях (униформе). Мы были первыми при открытии и сразу побежали на Гремячью гору. Второй раз проехали на ней за 10 минут перед закрытием парка. Сюрпризов было много: 3 аттракциона не работали, еще два сломались в течение дня. Посмотрели шоу Тарзана. Сходили в 4D-кинотеатр. Два раза проехались на Космических горках - аналог КХАНа Порта Авентуры. Мы встали в очередь и купили талон. Прокатившись один раз, мы по талону прошли быстро второй. Собственно других хороших горок в Диснейленде и нет. Посетили Дом с приведениями, который полдня чинили. Приведения понравились. Два раза сплавали по реке, где пираты Карибского моря грабили город. Этот аттракцион хорош тем, что имеет большую пропускную способность. До вечера покатались на машинках и постреляли из лазерного пистолета по монстрам. Ну, это совсем уж для маленьких. В общем, Диснейленд заработал у нас твердую тройку!

Версаль
Собрав палатку в Торси, мы поехали в Версаль, чтобы оттуда вечером доехать до любимого Блера и Луары. Дорога шла через Париж, и мы на час встали в пробку. Дорога заканчивается у дворца. Свернули в город, и попали на подземный паркинг под рынком. В Версале нас ждала очередь за билетами. Простояв 20 минут, нашел автомат и купил билет (15 евро взрослый, дети бесплатно). Версаль меня разочаровал. Во-первых, он не очень большой. Во-вторых, небольшая экспозиция - за час не спеша пройдешь. Интерьеры – полная какофония: белый, зеленый, коричневый мрамор с позолотой и росписями – никакой гармонии и красоты. Наши питерские дворцы гораздо приятнее и более стильные. Но Версаль был первым блином в этой веренице. Зато версальский парк – это да, это круто! И смотреть, и гулять приятно. До дворца Марии Антуанетты мы не дошли, может быть там настоящая красота? По сравнению с замком Шенонсо Версаль – слабак, чувствуется, что здесь сменилось много хозяев и властей, и первоначальное убранство не сохранилось. Заплатив за парковку 4.6 евро, мы поехали на Луару.
Предстояло проехать всего 160 км., поэтому я выбрал бесплатную дорогу. До Блера пришлось ехать 4 часа. Проехали Орлеан, где шел ремонт трамвайных путей. Объехал центр на машине. Набережная совсем никакая. Далее двинулись вдоль Луары через Блуа и Амбуаз. Луара имеет пересохшее русло, множество островков и низкие берега. Сама речка так себе, но на берегах встречаются замки, например, Шомон, что очень оживляет пейзаж. В Блере мы простояли еще две ночи и двинулись на юг, к Каркассону.

Бесплатные дороги в Европе
Средняя скорость движения по магистрали 100 км. в час., по бесплатной дороге — 50 км. Если вам предстоит переезд в 200 км., то можно попробовать и бесплатную дорогу. В городках скорость ограничена 50 км. в час, за городом - 90 км. На 200 км. вам потребуется 4 часа. Боже упаси вас пытаться по бесплатной дороге проехать Пиренеи: замучают серпантины и просто не доедете. Если вам предстоит переезд в 400-500 км. и более, берите магистраль. То, что вы сэкономите на объезде, вы потратите на бензин и потеряете свое время.
Есть и еще один подвох. Два раза после Каркассона и в Перпиньяна я, выбрав бесплатную параллельную магистрали дорогу, натыкался на ремонт. Причем ремонт весьма странный. Дорога была закрыта только в нужном мне направлении, асфальт был хорош, и никаких работ не велось. И объехать ремонт было невозможно. Нужно было возвращаться километров на 15 назад. У меня сложилось впечатление, что это местные власти таким способом загоняют машины на платную магистраль.
От Блера до Каркассона 470 км. Вечером на бортовом компьютере горели цифры 600 км., которые я реально проехал в этот день. Из Блера я направился через Лош на Шатору - 90 км. бесплатно. В Шатору начиналась магистраль, которая до Лиможа тоже была бесплатна. Проехал Брив и перед самыми платными воротами свернул на Грамат. Думал проехать по бесплатной дороге через Корд и Альби на Каркассон. Минут сорок крутился по серпантинам возле Грамата и снова вышел на платную магистраль. Миновав Тулузу и Монпелье и, заплатив 30 ев., достиг Каркассона.

Каркассон
Приехал в 17 часов. На въезде большое количество торговых центров. Первый кемпинг в 3 звезды находится в 6 км. от крепости и с видом на нее. Кемпинг запросил 22 евро за ночевку. Поехал в другой кемпинг - 10 км. на юг. Тоже 3 звезды – запросили 25 евро за ночевку! Проехал еще 10 км на юг, «залез» по серпантину на гору. Там оказался кемпинг в 4 звезды и 30 евро за ночь. Вот засада! Но я не сдавался. Я знал, что севернее Каркассона есть еще один кемпинг. Вернулся на север и в 10 км. от города действительно был кемпинг в 3 звезды с ценою 9.40 евро за ночь. Тут я остановился на 2 ночи. В кемпинге был свой бассейн. Чем объяснить ценовую политику кемпингов, я не знаю. Качество сервиса и удаленность от центра не влияют на цену!
Сам Каркассон — многобашенная сказка. Город состоит из двух частей: Средневекового замка и Бастиона Людовика Святого. Из кемпинга доехали до центра за 10 минут. Машину оставили у реки с видом на крепость. По мосту перешли в Каркассон. Посетили Замок (8.5 евро за билет, дети бесплатно). Полазили по стенам. В сувенирной лавке купили пистолет ребенку за 16 евро, а я взял гобелен всего за 15 евро. В этой лавке мы видели кинжал, купленный нами в Толедо за 25 евро. Здесь цена была 58 евро. Продавец сказал, что их ему привозят из Испании. Зато гобелены у него были самыми дешевыми во Франции.
Я нашел в стенах Каркассона много проломов. Хотя Карл Великий не взял Каркассон, но его взяли крестоносцы Симона де Монфора, да и Черный Принц Эдуард во время столетней войны сжег город. Впрочем, крепость прекрасно сохранилась. Еще час мы гуляли по городу Святого Людовика. Пили кока-колу, ели гамбургеры. Вечер мы посвятили шопингу, расположение торговых центров мы уже знали. Купил ребенку школьный портфель за 39 евро и джинсы за 3 евро.

Шопинг
На дворе был июль – сезон распродаж. В торговых центрах Испании и Франции полно русских. Самые низкие цены на одежду в магазинах «C&A», «H&M» и «Карефуре». Больше всего покупок я совершил именно в них. Здесь реально купить вещи по цене в 3-5 евро. Хотя кое-что покупал и в «Бенеттоне», и других. Иногда тянуло на хороший дизайн. Поэтому купил жене платье в «Дезигуаль» со скидкой в 50 % (за 39 евро).

Ним и Арль
От Каркассона до Нима и Арля всего 170-190 км. Решил ехать бесплатной дорогой, благо две такие дороге шли параллельно магистрали. Выехал в сторону Безье, но попал на ремонт дороги. Минут 20 потратил на объезд. Доехал до Безье, имея пробег в 100 км. Поднырнул под магистраль и ушел вправо, на Sete. Сете - это гора у моря, дорога к которой идет по песчаной косе. Дорого прямая и гладкая, справа море, бесконечная череда кемпингов, пляжей и парков с аттракционами. Сделали остановку на полчаса. Подкрепившись молоком с багетом, я полез в Средиземное море. Полный кайф!
После Сете вышел на магистраль, и, заплатив 10 евро, въехал в Ним. Здесь мы посетили 3 места: Арену, Храм Дианы, где посмотрели фильм про историю Нима для детей, и сад с фонтанами. На выезде из Нима заехали в «Карефуру», где залил полный бак дизеля по цене в 1.25 евро за 1 л. Поискал кемпинги и быстро нашел севернее Арля муниципальный кемпинг в местечке Фонтвилль.
Кемпинг отличный, и мы встали на 4 ночи. Цена 9.40 евро за ночь. В 100 м. от кемпинга муниципальный бассейн. В деревушке несколько мельниц и музей Альфонса Доде в замке Монтобан. До Арля всего 9 км. Посреди этой дороги в 4 км. стоит огромное аббатство, на посещение которого мы, правда, пожалели денег.

Авиньон, Оранж и Юзес
Следующий день был среда, в Арле – базар, и мы решили оставить его до четверга. Поехали в Авиньон – 25 км. Встали у реки за мостом бесплатно. Перешли по мосту в город. Прекрасный вид с реки, крепостные стены вокруг всего старого города и огромный папский дворец. Летом в Авиньоне фестиваль. Все столбы завешаны афишами театральных спектаклей. Папский дворец впечатлил. Огромные залы для сбора кардиналов и весьма маленькие апартаменты самих пап. В башне с казной двойной пол – здесь папы хранили деньги. За 100 лет, что Папы жили в Авиньоне, сменилось 9 Пап. При вступлении в должность понтифика Климента Шестого было съедено: 180 быков, 900 козлят, 1500 петухов и 95000 буханок хлеба. Папа купил город Авиньон за 80 000 флоринов у Иоанны, графини Прованска и Неаполя, которая убив своего первого мужа, остро нуждалась в деньгах и прощении.
Из Авиньона мы поехали на север, еще 15 км. до городка Оранж. Очень маленький римский городок 500 м. в диаметре. Но здесь было два великих памятника: огромный амфитеатр и Арка в честь побед Юлия Цезаря. Сфотографировались везде и поехали в Юзес, до которого было 40 км. Дорога шла по вангоговским местам: везде цвели подсолнухи. Юзес - средневековый городок на горе. Есть замок и собор с «пизанской башенкой» на крыше. Древние улочки показались нам слишком дорогими с сувенирной точки зрения, и, не оставив в Юзесе ни копейки, мы отправились на Акведук.

Понт Дю Гард
Это место круче любого города. Сравнимо с Египетскими пирамидами по силе воздействия. Мы въехали на парковку, и это была ошибка, так как означала, что мы купили билет в 15 евро, который действителен на целый день на 1 машину и 5 человек. Понт Дю Гард – это комплекс, куда входят: музей, кинотеатр, парк, река с пляжем и сам монумент. А мы хотели просто посмотреть Акведук.
Делать было нечего, и мы 2 часа купались на фоне римской постройки. Французы сюда приезжают на целый день, на пикник. По речке плавают байдарки. На берегах реки есть древние пещеры. Сам Акведук впечатляет. Гигантское сооружение и мост – перекрывают всю долину. У моста скалы высотой метров шесть. Сын освоил прыжки со скалы в воду. Я прыгал только с 3-х метров. Вдоволь накупавшись и сняв все это на видео, мы вернулись в кемпинг.

Арль
Арль хорош всем. Огромная концентрация римских памятников: Арена, Амфитеатр, Термы Константина, Обелиск, Алискамп (самое большое римское кладбище), руины Ипподрома, огромный Археологический музей, крепостные стены, древние улочки, набережная Ван Гога. И за все это 9 евро, а детям бесплатно. К нашему счастью, в пятницу на арене Арля проходили игры с быками, и мы купили билет за15 евро на двоих. От кемпинга до Арля 9 км., въехали в город по проспекту с названием Сталинград. Припарковались бесплатно у крепостной стены, и пошли в «Информацию». Купили билеты в музеи и на быков. В Амфитеатре шло представление для детей. Актеры в римских одеждах рассказывали о древних развлечениях: греко-римской борьбе, метании диска и копья, боксе, прыжках и т.д. Затем детишкам выдали снаряды. Сын метал копье, а я — диск. Было классно. Посетив все достопримечательности, вернулись в кемпинг очень счастливыми.

Марсель и замок Ив
До Марселя всего 70 км. Доехали по бесплатной дороге за 1,5 часа, накрутив 90 км. Последние 10 км. я вышел на автобан, который уперся в Триумфальную арку Юлия Цезаря. Кстати, город принял сторону Помпея и Цезарь город осаждал, а Арль снабжал Цезаря военными кораблями для этой осады. За 15 минут нашли парковочное место в 500 м. от порта и встали за 3 евро на 4 часа. Вечером у нас в планах были быки в Арле, поэтому задерживаться в Марселе дольше мы не могли. Рядом с портом «Информация», где взяли карты города, купили билеты до острова и замка Ив – 20 евро. До крепости-тюрьмы сплавали за 1,5 часа туда и назад. В крепости с нас взяли еще 5 евро за вход (дети бесплатно). Бродили по маленькому форту, который служил тюрьмой 500 лет. Здесь сидел граф Мирабо за плохое поведение, но не исправился, а соблазнил буфетчицу. Насчитали с десяток просторных камер с каминами. В камерах стоят телевизоры и показывают старый фильм «Граф Монте-Кристо». На острове сидели все: и протестанты, и немцы в Первую мировую войну. Во Вторую мировую здесь стояла немецкая зенитная батарея. С острова открывается прекрасный вид на Марсель.
В Марселе прекрасные панорамы, несколько холмов украшены соборами, и их видно со всех точек. Марсель стоит на холмах и все его улицы спускаются к порту с трех сторон, поэтому море и гавань видно отовсюду. Вернувшись с острова Ив, мы хотели сесть на туристический паровозик и объехать центр. Но у паровозика был перерыв на 40 минут, и мы собственными ногами обошли центральный район. Марсель нам понравился, покидали город по главному проспекту. На автобан я не сунулся, поэтому у нас ушел час, чтобы выбраться из пригородов Марселя.

Еще парковки
На парковки мы потратили не очень много денег. Диснейленд – 15 евро, парк Астерикс – 8 евро, Марсель – 3 евро за 4 часа, замок Шабмор – 4.6 евро за 2 часа, Версаль – 4.6 евро за 3 часа. Остальные парковки стоили 1-2 евро.

Быки
В 17:30 мы сидели на арене римского цирка и смотрели игры с быками. Это вариант корриды, где быков не убивают, а нужно с рогов сорвать кокарду. Зрителей собралось сотни три, в основном, мамаши с маленькими детьми, местные жители и туристы. На арену вышло 15 молодых людей в белых майках и брюках. Потом выпустили бычка. Он бегал за парнями, а они перепрыгивали от него за забор. Бычков меняли каждые 10 минут. Один бычок, очень злой, ревел и рогами разбивал доски забора. Другой бычок три раза перепрыгнул через полутораметровый забор, разгоняя VIP-зрителей. Шоу длилось час. Диктор объявлял имя героя, которому удалось сорвать кокарду. К концу шоу майки и брюки у ребят были розовыми от крови из разбитых локтей и коленок. Зрители хлопали героям. Мы сняли всю эту беготню на камеру.

Назад в Испанию
От Арля до Барселоны 400 км. Впереди Пиренеи, поэтому поехали по платной магистрали. Заплатили порядка 30 евро за дорогу. В пути съехали с дороги, чтобы посмотреть форт Салсес. Его построили испанцы под предводительством короля Арагона, чтобы защитить единственную дорогу вдоль побережья от французов. Но спустя 150 лет в ходе 30-летней войны французы трижды осаждали форт и захватили его. Наверное, в этой войне принимал участие мушкетер д’Артаньян. Сегодня форт стоит целенький, но пустой, его можно осмотреть и снаружи.
После границы, уже в Испании, заехали в Фигерас, где находится музей Дали. В музей стояла получасовая очередь. Заплатив 12 евро за билет (дети до 10 лет бесплатно), мы осмотрели музей. Ну что сказать? Мы это тоже видели за свои кровные 12 евро.
После Дали заглянули в китайский ресторан ВОК. У нас таких нет. Платишь 11 евро. И по системе шведский стол ешь суши - сколько хочешь. Есть гриль: креветки, кальмары, крабы, устрицы, десерты. Это вам не пижон Дали!
В 18 часов подъехали к Барселоне. Начали искать кемпинг. Проехали три кемпинга, где с нас за ночевку просили 25, 22 и 30 евро. Проехали вдоль побережья 20 км.. Море, полоска пляжа, рельсы электрички, авто дорога, кусты - кусок дикой природы. Остановились у стихийной парковки и пошли купаться. В 21 час проехали 100 м. до бензоколонки и встали на ночлег. Спали в машине.

Барселона
В 7 часов утра в воскресенье въехали в Барселону. Испанцы и каталонцы все спали. Час катались по пустому городу, смотрели Саграда Фамилия и дома от Гауди. Припарковались в районе Университета бесплатно. Прошли 500 м. до площади Каталонии к «Информации». Получили карту города и инструкции по осмотру города. Прогулялись по старым кварталам до порта и купили билеты в Аквариум – 30.5 евро на взрослого и ребенка. Аквариум понравился сыну. А я такой уже видел в Хельсинки.
Гуляя по Барселоне, встретили колонну байкеров в 20 000 байков. Купили ребенку майку футбольного клуба Барселоны за 20 евро. Сели в машину и поехали в парк Гауди. Парк хорош, но толпы туристов делают невыносимым осмотр и прогулку.
Машину нам нужно было сдавать в Салоу на следующий день, но мы приехали на сутки раньше. До Салоу доехали по бесплатной 340 дороге. В Салоу 3 кемпинга. Кемпинг «Ля Сиеста» нас сразу послал, так как им нужна резервация, но сказали, что «Ля Юнион» – кемпинг без комплексов. Здесь мы и встали на 3 дня за 16 евро за ночь. В кемпинге был хороший бассейн и теннисный стол. Помыв и заправив машину, я отогнал ее хозяевам.
Еще три дня мы купались и загорали, ездили на шопинг в Реус и Террагону. Потом сели на Ренфе (электричка) и за 14 евро доехали в аэропорт Барселоны. Люфтганза вывезла нас на историческую родину и приземлила в Домодедово.

Итоги путешествия
За 25 дней мы посетили три страны, 22 города, 30 музеев и монументов, 10 замков, 5 крепостей, проехали 6550 км., искупались в Средиземном море, Атлантическом океане и Бискайском заливе, посетили три парка развлечений. Фактический объем увиденного равен: двум поездкам в Испанию, трем во Францию и одной в Португалию. Собственно движение на автомобиле заняло 8 дней чистой езды.
Проехать пол-Европы в одиночку с 10-летним ребенком и при этом ничего не сломать, не потерять и не заболеть – большое дело. У меня это получились, получится и у вас.

Расходы на путешествие составили: аренда машины – 1012 евро, плата за дороги – 215 евро, топливо – 360 евро, кемпинги – 300 евро, расходы на питание – 300 евро, билеты в музеи – 438 евро, парки аттракционов – 200 евро, парковки – 50 евро, общественный транспорт – 53 евро. (из которых 38 евро — метро в Париже), мед. страховка – 50 евро. Если автомобиль свой и в машине 4 человека, то вполне можно уложиться в 100 000 рублей на всю поездку, а это по 1 000 рублей на человека в день. Мои расходы на отдых у моря в Салоу составили 90 000 р., это кроме автопутешествия.

Мораль
Что общего у Португалии, Испании и Франции? Ответ: прекрасные дороги и магистрали, которых нет и не будет в России никогда. Хотите покататься? Садитесь за руль и езжайте в Европу! Счастливого пути!

Андрей Логванов
Нижний Новгород
Июль 2011

www.logvanov.r52.ru

Новости



 
   
Copyright © 2005 РА «Лемон». Тел. (831) 412-30-34, 436-38-56