г. Нижний Новгород
о нас услуги прайс заказ контакты новости
Рекламное агентство "Лемон"
Дизайн Маркетинг Нейминг Реклама Web Бренды
Реклама от РА «Лемон» — кислые лица ваших конкурентов!

· Фирменный стиль
· Логотип, знак разработать
· Этикетки и упаковка
· Названия и нейминг
· Создание и дизайн сайтов
· Маркетинг, исследования
· Слоган для рекламы.
· Вывески, наружная реклама
· Реклама на транспорте
· Герои персонажи
· Книги, каталоги, обложки
· Календари и полиграфия
· Статьи и тексты о рекламе
· Портреты и картины
· Эскизы к дизайну
· Наши награды
· Наше портфолио
· Иллюстрации и картинки
· Открытки и валентинки


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100


 

Маркетинг по-Нижегородски. Проблемы и решения

Маркетинг по-Нижегородски. Проблемы и решения


В специализированных изданиях, обычно принято, рассказывать потенциальным заказчикам, как выбрать то или иное агентство сферы услуг. Но сегодня мы опрокинем маркетинговую доску, развернем ее на 180 градусов, чтобы рассказать маркетинговым и рекламным агентствам, какие они - наши заказчики, как их сложно любить, не говоря уже про деньги.

Работаем, как можем
Нам доводилось принимать участие в исследовании, направленном на изучение структуры, компетенции и работы маркетинговых подразделений нижегородских компаний. Оказалось, что все известные в Нижнем региональные торговые марки (ТМ), или как их в народе называют бренды, – это результат деятельности специализированных маркетинговых агентств. Ни одна серьезная ТМ не является плодом творчества «собственных» штатных рекламистов и маркетологов. Маркетинговые службы в нижегородских компаниях, - это, по-прежнему, высокая текучка кадров, полное отсутствие бюджетов и плановой работы. Штатные маркетологи заняты не столько поиском полезной для своей фирмы информации, сколько поиском информации о более выгодном трудоустройстве для себя.
Маркетинговые структуры провинциального бизнеса можно разделить на несколько типов.
Первый тип – это фирмы, где стремятся все делать внутри компании, набирая целую армию дешевых работников. Но, когда наступает час «Х», руководство фирмы идет в специализированное РА, и заказывает там разработку торговой марки.
Второй тип компаний, это те, где на работу набирают супер специалиста-универсала лет 35-40-ка, на которого взваливают все – маркетинг, рекламу, pr и даже корпоративную культуру, от которой открещивается отдел кадров. Этот супер специалист в одиночку тянет воз от одного частного дизайнера до другого. Третий тип «рабочего маркетинга» – выведение маркетинговой и рекламной функции на аутсорсинг. Это часто встречается в среде малого и среднего бизнеса – «держать» приходящего специалиста по рекламе, как и приходящего админа. Но больше пары тысяч рублей в месяц такому специалисту не платят, и он сам быстро «смыливается».
Наконец, есть группа компаний, очень небольшая, где поставлена система бюджетирования по западному образцу, здесь есть укомплектованный штат маркетологов и грамотный аутсорсинг.

Местные звезды
Региональных ТМ в Нижнем создано не так уж много, порядка сотни, и авторами большинства является небольшая группа специализированных фирм, таких как: СиБиТек, Практик, Мост, Яблоко, Артбайт, Самолет… Верно подмечено, что нижегородские марки долго не живут, и большинство являются «мертвыми» брендами. Они как бы есть, и в то же время они «ничего не делают». Лишь в момент рождения торговой марки, вывода продукта на рынок проводятся рекламные компании и pr-акции. Затем хозяева ТМ бросают их на произвол судьбы, и они бесславно красуются в качестве вывесок на магазинах или яркими пятнами расползаются по этикеткам. Региональные ТМ не «общаются» с потребителями и тихо умирают лет через пять, когда владельцы бизнеса перепродают его «федералам», либо увлекаются новым бизнес-направлением и «плодят» под него новую марку.
Главная черта нижегородских заказчиков, их родимое пятно, - это тотальное отсутствие чувства благодарности за качественно выполненную маркетинговую работу. Обычно заказчик работает с авторитетным агентством от нескольких месяцев до года. Когда торговые марки придуманы, этикетки нарисованы, акции расписаны, заказчик бросает «поводыря» и самостоятельно бороздить рекламный океан – от одного частного дизайнера к другому, от одной типографии к другой, в надежде подешевле изготовить флаер или растяжку.

Специализация и комплекс
Заказчиков на комплексное маркетинговое и рекламное обслуживание в Нижнем можно пересчитать по пальцам. Это те компании, которые могут выделить реальный бюджет для вывода на рынок нового продукта, чей бизнес давно уже вышел на федеральный уровень. Прочие заказчики лишь рассуждают о медиа планировании и требуют скидок, для рекламной компании, которая так и не состоится. Они «тендерят» рынок, пока цены не упадут ниже плинтуса и жалуются на отсутствие в городе профессиональных команд. Заказчики сетуют, что в НН мало агентств полного цикла, а все эксперты в один голос называют только две структуры - «СиБиТек» и «Практик». Все остальные - это либо маркетологи, делающие дизайн, либо дизайнеры, продающие «до кучи» маркетинг.
Понятие «полного комплекса» или «полного цикла маркетинговых и рекламных услуг» или «агентство полного цикла» у заказчиков и исполнителей прямо противоположное. Заказчик понимает «комплексность» как возможность получения скидок за объем, как инструмент снижения маркетинговых затрат. Маркетинговое и рекламное агентство считает, что «комплекс» - это дополнительные сервис, централизованный менеджмент, повышающий качество услуг, а качество может и должно стоит дороже. Если формально подходить к вопросу «полного цикла», то его точно в Нижнем нет. На рекламном рынке давно уже процветает специализация, и не зачем искать типографию, которая кроме полиграфии занималось бы еще производством уличных вывесок. Агентство полного цикла занимается разработкой и сопровождением ТМ, менеджментом рекламного поля, медиабаерством и проведением pr-мероприятий. Но ни одно «комплексное РА» само, обычно, не производит видеоролики, не делает веб-дизайн, не производит полиграфическую продукцию. Это всего лишь мозг.

Почему авторитетных маркетинговых агентств или агентство полного цикла в Нижнем так мало?
Заказчики думают, что за 50 тыс. рублей (очень редко 100 тыс.), именно столько они готовы платить за любое маркетинговое или рекламное телодвижение в Нижнем можно сделать все – разработать ТМ, сделать веб-сайт, заказать рекламную компанию, провести комплексное маркетинговое исследование рынка. Специалисты знают, что только одно маркетинговое действие (экспертный опрос, серия фокус групп, покупка статистики) тянет за 100 тыс.. Но кто у нас слушает специалистов?!
Чтобы специализированное агентство могла содержать дорогих и узких специалистов, у его заказчиков должен быть реальный маркетинговый бюджет. До сих пор на маркетинг деньги выделяют по принципу - сколько не жалко. Пора уже открыто писать во всех статьях, что реальный маркетинг стоит от 500 до 1,5 млн. рублей (региональные цены), да и на рекламную компанию надо потратить еще сколько же, если вас интересует результат, а не разговоры на тему.
Такие они - сложные отношения нижегородских заказчиков и специалистов по маркетингу. Псевдо маркетинговая возня заканчивается в тот момент, когда приходят «москвичи» или «варяги» с иностранным капиталом и забирают рынок под себе. И вовсе не потому, что у них больше денег. Больше денег они тратят на маркетинг.

Рынок как пирамида
Структура рынка маркетинговых и рекламных услуг ничем не отличается от структуры других региональных рынков. Как правило, это один известный лидер и несколько десятков мало известных аутсайдеров. Компания лидер, владея значительной долей рынка, не ощущает реальную конкуренцию и не видит смысла тратить деньги на маркетинг и рекламу. Аутсайдеры, с их 3-5 % рынка, жалуются, что у них нет денег на маркетинг и рекламу. Такой пирамидальный рынок можно наблюдать везде: в продаже детских товаров, торговле запчастями, медицинских услугах…., и такой рынок не хочет тратить денег на маркетинг. Там, где есть на рынке несколько сильных игроков, например, водочный рынок, там без маркетинга жить не получается. Нанимая на работу маркетолога, владельцы бизнеса относятся к нему так же, как и к менеджеру по продажам. Вот тебе зарплата и телефон – звони и продавай. Только маркетолог по такой схеме ничего не может сделать. Без бюджета маркетолог недееспособен, а вот бюджетов то не выделяют.

Хеппилог
Конечно, пора ставить свечку за упокой провинциальной маркетинговой жизни, но тут зазвонил телефон. Кто говорит? Он. Наш любимый большой заказчик. Обещает много «пашни» и много денег. В первом я уверен, во втором – нет.
Да, в последнее время звонков в маркетинговые и рекламные агентства прибавилось, число празнолюбопытных сильно возросло, а там, глядишь, и реальные заказы капать начнут. Все больше звонит москвичей и питерцев, хотят подешевле прикупить нижегородских услуг. Федеральные сети рвутся на Нижегородский простор – им тоже нужны местные подрядчики. Пошла новая волна открытия рекламных агентств девочками, бывшими менеджерами. Значит, без работы сидеть не придется…., и вам того же.

Директор РА «Лемон»
А. В. Логванов
8-903-603-91-14
Тел. (831) 412-30-34

www.logvanov.r52.ru
logvanov@r52.ru

Новости



 
   
Copyright © 2005 РА «Лемон». Тел. (831) 412-30-34, 436-38-56